Открытость, конструктивность и прагматичный подход. Каких успехов добивается Узбекистан во внешней политике во главе с Президентом Шавкатом Мирзиёевым
В 2019 году продолжилась активная работа по реализации поступательного, глубоко продуманного внешнеполитического курса Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева, направленного на продвижение национальных интересов страны, превращение Центральной Азии в регион стабильности, безопасности и процветания. Глава государства в качестве основных целей внешней политики Узбекистана определил создание необходимых условий для осуществления масштабных реформ и динамичных процессов модернизации, всесторонней защиты интересов и прав граждан Узбекистана, укрепление места и роли страны в системе международных экономических отношений, усиление авторитета и позитивного имиджа государства в мировом сообществе.
Достигнуты значительные результаты в осуществлении открытой, прагматичной и конструктивной внешней политики Узбекистана в условиях сложных, быстро меняющихся глобальных процессов, новых вызовов в мировой экономике и международных отношениях, а также непростой ситуации в регионе.
Особое внимание уделялось исполнению поручений главы государства и Государственной программы по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в «Год активных инвестиций и социального развития».
Значительно обогатилась повестка дня в отношениях с Российской Федерацией, Китайской Народной Республикой, Соединенными Штатами Америки, государствами Европейского союза, Японией, Южной Кореей и другими странами-партнерами в Азии, на Ближнем и Среднем Востоке, в исламском мире.
Существенно активизировались двусторонние и многосторонние контакты. В 2019 году состоялось 18 визитов на высшем уровне. Это государственные и официальные поездки Президента Узбекистана в Индию, Германию, Объединенные Арабские Эмираты, Китай, страны Центральной Азии, Беларусь, Азербайджан, Японию и Российскую Федерацию. Нашу страну посетили главы государств Центральной Азии, Республики Корея, Германии, Европейского союза и главы правительств стран — участниц Шанхайской организации сотрудничества.
В рамках мероприятий на высшем и высоком уровнях подписано 122 двусторонних документа, в том числе четыре межгосударственных договора, 31 межправительственный и 52 межведомственных договора, а также 35 иных документов между учреждениями и регионами.
Завершая 2019 год, с 17 по 20 декабря Президент Узбекистана осуществил официальный визит в Японию. Этот визит можно оценить как исключительно плодотворный, открывший новую страницу в укреплении взаимного доверия между лидерами двух стран и взаимовыгодного межгосударственного сотрудничества. Насыщенность программы и подписание в ходе визита 48 соглашений и контрактов на общую сумму 6,5 миллиарда долларов продемонстрировали успех открытой и глубоко продуманной внешнеполитической деятельности нашей страны, ее нацеленность на достижение национальных интересов республики.
МИД осуществляет работу по выполнению порядка 90 программ по развитию сотрудничества с зарубежными странами в разных сферах. В декабре 2019 года Кабинетом Министров утверждены 52 новые «дорожные карты» по дальнейшему выстраиванию отношений Узбекистана с зарубежными странами на 2019—2022 годы.
Претворяется в жизнь новый курс Президента Узбекистана по укреплению политического доверия и взаимопонимания в Центральной Азии. В отношениях с соседними государствами поэтапно решаются многие вопросы, копившиеся годами.
Практическое воплощение получили идеи углубления и наращивания регионального взаимодействия в Центральной Азии. Наши дружеские, доверительные и братские отношения с Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном и Туркменистаном стремительно расширяются и укрепляются на всех уровнях.
Главным внешнеполитическим событием 2019 года, безусловно, является проведенная 29 ноября в Ташкенте по инициативе Шавката Мирзиёева Консультативная встреча глав государств Центральной Азии. На саммите лидеры наших стран договорились об учреждении регулярных консультативных встреч «в качестве региональной диалоговой площадки для конструктивного и открытого обсуждения актуальных вопросов сотрудничества в регионе и решения общих проблем».
Данный саммит стал важной вехой в укреплении атмосферы дружбы, добрососедства, всестороннего сотрудничества, взаимного уважения и доверия в Центральной Азии прежде всего благодаря личному вкладу главы нашего государства.
Накануне Консультативной встречи была проведена тщательная подготовительная работа на министерском и экспертном уровнях. В Ташкенте состоялись важные многосторонние мероприятия, прежде всего впервые проведенный Центральноазиатский экономический форум с участием заместителей премьер-министров и более 200 представителей государственных органов и деловых кругов пяти стран региона. Этому предшествовала международная конференция на тему «Взаимосвязанность в Центральной Азии: вызовы и новые возможности», в которой приняли участие более ста политологов и официальных лиц из 30 стран.
В 2019 году запущен новый механизм расширенного регионального сотрудничества в формате «Индия + Центральная Азия». В Самарканде состоялась первая встреча данного формата с участием Афганистана на уровне министров иностранных дел.
Успешно проведен форум «Центральная Азия + Афганистан» в Ташкенте на уровне заместителей внешнеполитических ведомств.
За истекший год Узбекистаном проведены крупные мероприятия, остающиеся в центре внимания мирового сообщества. Особое место среди них заняла Международная конференция по объявлению Приаралья зоной экологических инноваций и технологий в Нукусе. В ходе форума был согласован проект специальной резолюции Генассамблеи ООН об объявлении региона Приаралья зоной экологических инноваций и технологий.
Для финансирования проектов созданного по инициативе Президента Шавката Мирзиёева Многопартнерского трастового фонда по человеческой безопасности для региона Приаралья под эгидой ООН Норвегией выделено 1,2 миллиона евро, Европейским союзом — 5,2 миллиона евро.
Расширяется конструктивная деятельность Узбекистана в рамках международных структур, прежде всего Организации Объединенных Наций, Шанхайской организации сотрудничества, Содружества Независимых Государств и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Активно развиваются многогранный диалог и сотрудничество с Европейским союзом.
Осуществляется выполнение 25 программ по дальнейшей активизации сотрудничества с международными организациями.
Реализован ряд международных инициатив Президента Узбекистана, привлекших большое внимание и поддержку мирового сообщества.
В 2019 году узбекская дипломатия обеспечила принятие двух новых резолюций Генассамблеи ООН — «Устойчивый туризм и устойчивое развитие в Центральной Азии», а также «Объявление Приаралья зоной экологических инноваций и технологий».
Активизировалось сотрудничество с ЮНЕСКО, Ташкент включен в мировую сеть «Образцовых городов, поощряющих образование». В Международной исламской академии Узбекистана восстановлена деятельность кафедры ЮНЕСКО «Изучение истории религий».
15 октября на саммите в Баку Узбекистан стал полноправным участником Совета сотрудничества тюркоязычных государств. Это, несомненно, придаст значительный импульс расширению сотрудничества между тюркоязычными странами в таких приоритетных сферах, как экономика, инвестиции, наука и инновации, высокие технологии, экология, транспорт и туризм.
С учетом особого места и роли Узбекистана с его древней культурой и важным вкладом в развитие исламской цивилизации наша страна активно взаимодействует в рамках Организации исламского сотрудничества. По инициативе руководителя Узбекистана в Ташкенте возводится первый в регионе не имеющий аналогов Центр исламской цивилизации.
Международная организация тюркской культуры (ТЮРКСОЙ) объявила город Хиву культурной столицей Тюркского мира, а Организация исламского сотрудничества — Бухару культурной столицей исламского мира.
Проводится работа по поддержке усиления парламентской дипломатии в решении важных вопросов внешней политики. Создана группа межпарламентского сотрудничества с Египтом, организованы визиты делегаций Национального собрания Кувейта, Государственной думы России и Бундестага Германии в Узбекистан, делегации Сената Олий Мажлиса в Швецию и Норвегию.
В качестве важнейшего элемента внешней политики Узбекистана утвердилась экономическая дипломатия.
Благодаря выработке современных механизмов внешнеэкономической деятельности возросла эффективность работы по привлечению иностранных инвестиций и новых технологий, расширению туристского потока в Узбекистан, увеличению экспорта национальной продукции на мировые рынки, формированию международных транспортных коридоров и реализации других инфраструктурных проектов.
В 2019 году диппредставительствами Узбекистана проведено более 1 200 бизнес-форумов. Организовано более 3 000 визитов представителей зарубежных деловых кругов и иностранных инвесторов в Узбекистан, осуществлено более 1 100 визитов экономических институтов нашей страны за рубеж.
Проведено 29 заседаний межправительственных комиссий с Великобританией, Республикой Корея, Россией, Венгрией, ОАЭ, Австрией, Германией и другими странами.
Наряду с этим состоялось более 170 рабочих визитов наших послов в закрепленные области Узбекистана.
В ходе поездок главы нашего государства в регионы посольствами проработано 256 инвестиционных проектов на сумму 5,25 миллиарда долларов в области сельского хозяйства, промышленности, коммунальных услуг, строительства, медицины, фармацевтики, образования, культуры.
МИД и 18 посольств Узбекистана закреплены за Наманганской областью. В настоящее время в тесном сотрудничестве с хокимиятом реализуется более 200 инвестиционных проектов на сумму 1,67 миллиарда долларов. В текущем году было освоено 300 миллионов долларов.
7—8 июня в Намангане при содействии МИД и посольств был организован первый крупный Международный инвестиционный форум с участием 350 представителей иностранного бизнеса из 40 стран и подписано 48 инвестиционных и экспортных договоренностей на 358 миллионов долларов.
За 11 месяцев 2019 года экспорт продукции Узбекистана в страны, где расположены наши дипломатические представительства, увеличился на 19,2 процента и достиг 10,2 миллиарда долларов.
Проделана большая работа по продвижению туристского потенциала Узбекистана. Количество стран, в отношении которых применяется упрощенная процедура оформления туристской визы, достигло 77.
13 деятелей общественности и культуры зарубежных стран были назначены послами туристского бренда Узбекистана. Утверждено восемь «дорожных карт», направленных на увеличение потока туристов из зарубежных стран в Узбекистан. Оказано содействие в участии узбекских туркомпаний в 50 туристских выставках за рубежом. Как результат, количество туристов за этот период увеличилось на 27,1 процента и составило 6,23 миллиона человек.
Наращивается обмен и сотрудничество с зарубежными странами в области образования. В 2019 году постановлениями Президента и решениями правительства было создано десять филиалов иностранных вузов в Узбекистане.
Совершенствуется законодательная основа внешней политики государства. Разработаны проекты законов «О Концепции внешнеполитической деятельности Республики Узбекистан», «О дипломатической службе», Указа Президента «Об организации деятельности территориальных управлений Министерства иностранных дел Республики Узбекистан в Каракалпакстане и областях».
Разработана Концепция укрепления позитивного имиджа Республики Узбекистан на международной арене.
Приняты законы «О международных договорах», «Об утверждении Консульского устава», а также постановление Кабинета Министров «О мерах по коренному совершенствованию обслуживания дипломатических представительств, консульских учреждений и приравненных к ним организаций, аккредитованных в Республике Узбекистан».
В рамках региональных и универсальных организаций Узбекистан за последний год подписал 11 и ратифицировал/присоединился к 28 международным договорам.
Принят ряд мер по усовершенствованию системы государственных услуг и правовой помощи, оказываемых консульскими учреждениями гражданам Узбекистана за рубежом.
В целях создания дополнительных удобств для наших граждан, обращающихся в диппредставительства Узбекистана, внедрена новая информационная система электронного взаимодействия с гражданами — «Интерактивные консульские услуги».
В 2019 году созданы и начали функционировать генеральные консульства Узбекистана в Актау, Алматы, Владивостоке, Казани, Ростове-на-Дону.
Перечень стран, для граждан которых установлен безвизовый режим в Республике Узбекистан, расширен до 86. Граждане 57 стран получили возможность оформления электронной въездной визы, внедрена новая категория многократной визы для инвесторов — «Investment visa» сроком действия до трех лет.
Дипломатическими миссиями Узбекистана организовано более 500 разных мероприятий с участием соотечественников за рубежом. Совместно с фондом «Эл-юрт умиди» проводится активная работа по содействию в трудоустройстве в Узбекистане высококвалифицированным специалистам из числа наших соотечественников.
Министерством иностранных дел проведена широкая информационная работа среди общественно-политических и экспертных кругов, а также представителей СМИ по подготовке и проведению парламентских выборов 2019 года. В результате значительно возросшего интереса мирового сообщества к Узбекистану в нашу страну прибыли свыше 700 международных наблюдателей, в том числе полномасштабная делегация Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ.
Основательная работа осуществлена дипломатическими миссиями Узбекистана по созданию необходимых условий для реализации конституционных прав наших граждан в зарубежных странах, их свободного волеизъявления в ходе голосования.
В целом в 2019 году Узбекистан реализовал активную, наступательную внешнюю политику, придерживаясь прагматичных, конструктивных и гибких подходов.
Последовательно осуществляемый под руководством Президента Шавката Мирзиёева внешнеполитический курс способствовал существенному укреплению авторитета и позитивного имиджа нашей страны на международной арене, установлению и укреплению тесных контактов, открытого диалога и стратегического партнерства с широким кругом государств и международных организаций.
Главным результатом стало улучшение общей политической и экономической ситуации в Центральной Азии, снижение рисков и угроз безопасности. Все это имеет чрезвычайно важное значение для дальнейшего динамичного развития Республики Узбекистан, продолжения курса масштабных реформ, которые носят необратимый характер.
Абдулазиз Камилов
Газета «Народное слово»
29 декабря 2019г.