Что важно для Узбекистана в международном и региональном контртеррористическом сотрудничестве
Что важно для Узбекистана в международном и региональном контртеррористическом сотрудничестве
В нынешнее непростое время борьба с терроризмом остается одной из важнейших задач международного сообщества. В этой связи особую актуальность обретает совместный поиск эффективных решений по борьбе с этим опасным явлением, не знающим границ, национальности и религии.
Заслуживает внимания, что за последнее время неотъемлемой частью внешнеполитической деятельности Республики Узбекистан стало создание эффективных механизмов контртеррористического сотрудничества. Это сотрудничество направлено на укрепление безопасности, защиту граждан и борьбу с экстремизмом.
УЗБЕКИСТАН И ООН
Узбекистан является участником множества международных конвенций и протоколов, касающихся борьбы с терроризмом. Страна поддерживает резолюции Совета Безопасности ООН
и активно участвует в работе соответствующих комитетов.
За последнее время сотрудничество со специализированными учреждениями ООН, особенно с Контртеррористическим управлением (КТУ) ООН, развивается очень интенсивно.
Мощный импульс сотрудничеству придала Ташкентская конференция высокого уровня, состоявшаяся в марте 2022 года
и созванная по инициативе Президента Республики Узбекистан.
В мероприятии приняли участие министры иностранных дел Центральной Азии, высокопоставленные лица ООН, ОБСЕ, ШОС, СНГ, ЕС, СВМДА, а также представители международных организаций
в регионе, руководители и авторитетные эксперты аналитических центров стран Центральной и Южной Азии, включая представителей КНР, РФ, США, Франции и других стран. Всего
в работе конференции приняли участие более 400 человек из 46 стран, а также 29 международных и региональных организаций.
В рамках мероприятия был принят обновленный Совместный план действий по реализации Глобальной контртеррористической стратегии ООН и Ташкентская декларация, которая была распространена в качестве официального документа 76-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН.
При этом одобренный всеми государствами Центральной Азии и поддержанный международным сообществом Совместный план значительно активизировал региональные усилия
по противодействию терроризму.
Следует отметить, что партнерство с КТУ ООН носит не декларативный характер, а имеет четкую практическую направленность. К примеру, в октябре 2022 года Узбекистан впервые подписал «Дорожную карту» с КТУ ООН.
В рамках реализации данной «Дорожной карты» были запущены программы по кибербезопасности и новым технологиям в Центральной Азии, создана виртуальная сеть по кибертерроризму в регионе. Большим достижением также является начало деятельности сети раннего оповещения в области контртерроризма для Центральной Азии.
Проведено более 10 национальных и региональных мероприятий, в ходе которых порядка 200 экспертов из стран региона повысили свою квалификацию.
Все эти меры способствовали росту уровня регионального сотрудничества и заложили основу для формирования новых механизмов взаимодействия в сфере обеспечения безопасности.
КТУ ООН И ИСМИ
В целях развития контртеррористического потенциала акцентируется внимание на формировании устойчивых контактов с профильными авторитетными учреждениями.
В частности, 5 декабря 2023 года в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке состоялась церемония подписания Меморандума о взаимопонимании между КТУ ООН и ИСМИ при Президенте Республики Узбекистан.
Стороны особо подчеркнули тот факт, что ИСМИ стал первым «мозговым центром» в Центральной Азии и вошел наряду
с правительствами в так называемую «группу привилегированных партнеров», с которыми ООН подписала соглашения
о сотрудничестве.
В ходе мероприятия стороны также признали, что Меморандум стал логическим продолжением эффективного партнерства ИСМИ
и КТУ ООН, а также создаст прочную правовую базу двустороннего взаимодействия.
Так, в Меморандуме отражены основные принципы
и направления сотрудничества, включая обмен публикациями
и исследовательской информацией, реализацию совместных проектов в рамках Глобальной контртеррористической стратегии ООН, а также решение других вопросов, представляющих взаимный интерес.
На сегодняшний день ИСМИ совместно с КТУ ООН уже накопил солидный опыт совместной реализации Контртеррористической повестки ООН в регионе. Примером этому может служить успешно проведенная в марте 2022 года в Ташкенте вышеназванная международная конференция высокого уровня по реализации Глобальной контртеррористической стратегии ООН в Центральной Азии.
В целом стороны отметили, что заключение данного Меморандума открывает новую страницу долгосрочного
и конструктивного сотрудничества между КТУ ООН и ИСМИ
в решении такой важной и актуальной задачи, как противодействие терроризму в Центральной Азии.
НОВЫЙ ЭТАП СОТРУДНИЧЕСТВА
В нынешнем году Узбекистан добился больших успехов
в данном направлении. Исходя из предыдущего опыта, в ходе майского визита заместителя Генсека ООН В. Воронкова была принята новая «Дорожная карта» по сотрудничеству между Республикой Узбекистан и Контртеррористическим управлением ООН на 2024-2025 годы.
В рамках данного документа КТУ ООН планирует оказать содействие в активном внедрении государствами Центральной Азии четырех глобальных программ по противодействию терроризму. Особый упор будет сделан на реабилитацию
и реинтеграцию лиц, возвращенных из зон боевых действий.
В частности, 14 мая 2024 года совместно с КТУ ООН
и Региональным центром ООН по превентивной дипломатии для Центральной Азии состоялась конференция высокого уровня по запуску деятельности Регионального экспертного совета
в Центральной Азии, состоящего из числа ведущих специалистов по вопросам реабилитации и реинтеграции репатриантов.
Созванный форум с участием высоких представителей из Центральной Азии и международных организаций вновь продемонстрировал достигнутый значительный уровень консолидации государств региона и их готовность нести общую ответственность за обеспечение безопасности.
Прежде всего учреждение деятельности Регионального экспертного совета представляет собой уникальный опыт институционализации регионального сотрудничества, призванный способствовать повышению эффективности совместной деятельности в области репатриации и реабилитации.
Уже видны положительные результаты совместных усилий
в этой области. К примеру, 26 июля 2024 года состоялось первое заседание рабочих групп Регионального экспертного совета
в онлайн-формате.
Обсуждены предварительные планы рабочих групп на 2024-2025 годы и вопросы развития неформальной региональной сети специалистов-практиков в области реабилитации и реинтеграции.
Экспертный совет обладает потенциалом стать уникальным источником профессиональных знаний и методик. Он может предложить передовой опыт в области реинтеграции
и реабилитации людей, оказавшихся в трудной ситуации.
В рамках подписанной «Дорожной карты» предполагается также уделять особое внимание проектам по защите уязвимых объектов от террористических угроз, обнаружению, предотвращению и противодействию финансированию терроризма и использованию новых технологий в террористических целях.
Весьма отрадно, что сегодня опыт государств Центральной Азии по выстраиванию контртеррористического сотрудничества рассматривается в качестве образцового и вызывает большой интерес среди международного сообщества, получая всестороннюю поддержку со стороны ООН.
Этому способствует совместная реализация Совместного плана действий по осуществлению Глобальной контртеррористической стратегии ООН.
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
Узбекистан проявляет активность в области международного и регионального контртеррористического сотрудничества, используя различные подходы и инициативы для борьбы
с террористическими угрозами.
Страна понимает, что успех в этой области зависит от тесного взаимодействия как на международном, так и на региональном уровнях, и продолжает развивать свои инициативы, направленные на обеспечение безопасности и стабильности в Центральной Азии и за ее пределами.
При этом выделяется несколько ключевых подходов. Во-первых, борьба с терроризмом требует комплексного подхода, включающего не только силовые методы, но и социальные, экономические
и политические меры.
Во-вторых, Узбекистан подчеркивает важность многоуровневого взаимодействия, включая как двусторонние, так и многосторонние форматы сотрудничества. Это позволяет эффективно реагировать на угрозы на разных уровнях.
В-третьих, важным аспектом является вовлечение гражданского общества и международных организаций в борьбу
с экстремизмом. Узбекистан активно работает над развитием инициатив, направленных на обучение и просвещение населения.
Тимур Ахмедов,
Руководитель отдела Института стратегических и межрегиональных исследований
при Президенте Республики Узбекистан