Акмал Саидов: Люди должны знать и отстаивать свои права, быть уверенными в том, что они будут защищены
Акмал Саидов: Люди должны знать и отстаивать свои права, быть уверенными в том, что они будут защищены
– Акмал Холматович, что предусматривает образование в области прав человека?
– Образование в сфере прав человека имеет фундаментальное значение для поощрения всеобщего уважения и повсеместного соблюдения прав человека. Статья 26 Всеобщей декларации прав человека провозглашает, что каждый человек имеет право на образование и что «образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами, должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира».
В 2011 году ООН приняла Декларацию об образовании и подготовке в области прав человека. В ней указывается, что каждый человек имеет право знать, запрашивать и получать информацию обо всех правах человека и основных свободах и должен иметь доступ к образованию и подготовке в области прав человека. А образование и подготовка по правам человека имеют существенное значение для поощрения всеобщего уважения и соблюдения всех прав человека и основных свобод всех лиц в соответствии с принципами универсальности, неделимости и взаимозависимости прав человека.
Положения, касающиеся образования в области прав человека, также включены во многие международные документы, в том числе Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенцию о правах ребенка, Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации.
Образование в области прав человека включает в себя три аспекта.
Во-первых, получение знаний о правах человека, о том, что они собой представляют, как гарантируются или защищаются. Во-вторых, обучение через права человека, признающее, что контекст и способ образования в области прав человека должны быть организованы и приведены в соответствие с ценностями прав человека, и что в образовании в области прав человека процесс обучения так же важен, как и его содержание.
В-третьих, обучение ради прав человека путем развития у учащихся навыков, отношений и ценностей, которые бы позволяли им применять ценности прав человека в своей жизни и – самостоятельно или совместно с другими людьми – принимать меры для продвижения и защиты прав человека
Как отметил новый Верховный комиссар ООН по правам человека Фолькер Тюрк, «права человека – это общий язык человечества. Нам нужна такая система прав человека, которая была бы созвучна голосу каждого. Во всем, что касается прав человека, мы должны выступать единым фронтом».
– Как реализуется образование в сфере прав человека?
– В 1993 году на Всемирной конференции по правам человека было заявлено, что образование в области прав человека является «существенным для развития и достижения устойчивых и гармоничных отношений между странами и для содействия взаимопониманию, терпимости и мира». В 1994 году Генеральная Ассамблея провозгласила период с 1995 по 2004 год Десятилетием образования в области прав человека ООН и призвала все государства – члены ООН содействовать «обучению, распространению и информированию с целью создания всеобщей культуры прав человека». А в 2004 году Генеральная Ассамблея ООН для содействия осуществлению программ образования в области прав человека во всех секторах приняла специальную Всемирную программу образования в области прав человека. Она определяет образование в области прав человека как образование, обучение и информирование для создания всеобщей культуры прав человека. Всестороннее образование в области прав человека не только дает знания о правах человека и механизмах их защиты, но и прививает навыки, необходимые для продвижения, защиты и применения прав человека в повседневной жизни. Образование в области прав человека способствует выработке отношений и поведения, необходимых для защиты прав человека всеми членами общества.
Принятие этой программы способствовало правительствам предпринять значительные усилия, чтобы развивать образование в области прав человека, главным образом в рамках государственных образовательных программ. Мировое сообщество рассматривает образование в области прав человека как средство укрепления мира, демократии и социального прогресса.
Всемирная программа призвана содействовать реализации образовательных программ в области прав человека во всех государственных органах, некоммерческих негосударственных организациях и в секторе бизнеса, единому пониманию основных принципов и методов просветительской деятельности в области прав человека, созданию механизмов для осуществления практической работы и укреплению партнерских связей и сотрудничества на всех уровнях – от международного до низового. Каждый человек и каждый член общества должен способствовать уважению прав человека и основных свобод посредством образования и профессиональной подготовки. Всестороннее образование в области прав человека не только служит источником знаний о правах человека и механизмах их защиты, но и позволяет привить навыки, необходимые для поощрения, защиты и применения прав человека в повседневной жизни.
Уже реализованы три этапа Всемирной программы. Они охватили образовательные процессы в школах, в системах высшего образования, а также проводятся для учителей, преподавателей, государственных служащих и представителей средств массовой информации.
С 2020 по 2024 годы реализуется четвертый этап Всемирной программы, который направлен на расширение прав и возможностей. В качестве целевой группы четвертого этапа определена молодежь. На данном этапе предусмотрены следующие задачи - обучение и воспитание молодежи в духе равенства, уважения прав человека и недискриминации, уделение особого внимания женщинам и детям в соответствии с целью «никого не забыть» в рамках Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, организация образования в области прав человека для преподавателей, работающих с педагогическими кадрами, проведение соответствующих исследований, оценка, обмен передовым опытом в сфере образования в области прав человека.
– Означает ли проведение Глобального форума по образованию в области прав человека в Самарканде признание мировым сообществом нашей страны как активного инициатора принятия решений в масштабе планетарных проблем?
– Да, это действительно так. Самарканд становится своеобразным центром проведения международных и региональных форумов по правам человека. В 2018 году здесь состоялся Азиатский форум по правам человека, в 2020 году – Самаркандский веб-форум по правам человека «Молодёжь 2020: глобальная солидарность, устойчивое развитие и права человека».
В Новом Узбекистане проделана большая работа в сфере прав человека, в том числе и по совершенствованию образования в этом направлении. Образование в сфере прав человека является одним из приоритетных направлений государственной политики в Узбекистане по формированию культуры прав человека.
Президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым выдвинуты инициативы, направленные на всестороннее обеспечение прав, свобод и законных интересов человека, и они последовательно претворяются в жизнь. На их основе уже приняты пять резолюций Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций. Впервые в истории национальной государственности Республика Узбекистан избрана в Совет ООН по правам человека. Это – выражение высокого признания мирового сообщества, поддержка реализации новой внешней политики нашей страны, в том числе в сфере дальнейшего всестороннего развития сотрудничества с международными организациями и зарубежными странами.
Глава нашего государства подчеркивал: «Все мы глубоко осознаем, что обеспечение прав человека является непрерывным процессом. Об этом свидетельствуют мировая история и опыт демократических государств».
Распоряжением Президента создана Национальная комиссия по реализации четвертого этапа Всемирной программы образования в области прав человека в стране, которая состоит из представителей Сената Олий Мажлиса, министерств иностранных дел, юстиции, высшего и среднего специального образования, народного образования, по поддержке махалли и семьи, Агентства по делам молодежи, Омбудсмана, Совета федерации профсоюзов, негосударственных некоммерческих организаций, средств массовой информации, а также руководителей регионов. Основная цель Национальной комиссии – повышение осведомленности об универсальных нормах и принципах защиты прав человека, международных гарантиях защиты прав человека и основных свобод, а также дальнейшее проведение эффективной работы в этом направлении.
Провозгласив в Конституции принцип примата международного права, Узбекистан присоединился ко многим международным конвенциям, направленным на закрепление и защиту прав и свобод человека, а также различных категорий граждан – женщин, детей, инвалидов и принял на себя обязательства по созданию необходимых организационно-правовых условий для поощрения и защиты прав и свобод человека на своей территории.
Наша страна осуществляет свою политику в сфере прав человека, основываясь на следующих принципах - приверженность общепризнанным идеям и ценностям прав человека, а также своим международным обязательствам, политика государства в сфере прав человека вытекает из основных национальных интересов, которые основываются на формировании правовой государственности и сильного гражданского общества, принцип баланса интересов личности, общества и государства, зафиксированный в Конституции Республики Узбекистан, эволюционный поэтапный характер всех осуществляемых политических и социально-экономических реформ, открытость и транспарентность, поскольку Узбекистан готов обсуждать и решать все проблемы в этой сфере в диалоге со всеми структурами гражданского общества и со своими международными партнерами.
В целях повышения роли национальных институтов по правам человека приняты два постановления правительства о комплексе мер по их государственной поддержке.
Впервые в истории Узбекистана в 2020 году приняты Национальная стратегия Республики Узбекистан по правам человека и «дорожная карта», предусматривающая реализацию 78 конкретных мер. В ней предусмотрены следующие приоритетные направления - защита личных и политических, экономических, социальных и культурных прав, совершенствование механизмов имплементации международных стандартов в области прав и свобод человека в законодательство и правоприменительную практику, а также их мониторинг, повышение правовой грамотности в области прав человека, развитие сотрудничества с профильными международными и региональными структурами, национальными правозащитными учреждениями зарубежных стран.
Узбекистан активно участвует в кампании по Всемирной программе образования в области прав человека, реализации положений Декларации ООН об образовании и подготовке в области прав человека. В тесном сотрудничестве с международными партнёрами переведены на государственный язык и изданы большими тиражами более 120 основных международно-правовых документов по правам человека.
Изучение вопросов соблюдения и защиты гражданских и политических прав, международных документов и национального законодательства включено в учебные программы образовательных учреждений общего среднего, среднего специального, профессионального и высшего образования, системы повышения квалификации педагогических, медицинских и социальных работников, журналистов, судей, работников правоохранительной системы и адвокатов.
Знаковым событием стало и создание консорциума юридических школ страны с целью открытия магистерской программы по правам человека. В состав консорциума вошли Академия Генеральной прокуратуры страны, Национальный центр по правам человека, Ташкентский государственный юридический университет, Университет мировой экономики и дипломатии.
Для поощрения активных представителей институтов гражданского общества, государственных органов и организаций постановлением Кабинета министров Республики Узбекистан учрежден нагрудный знак «Инсон ҳуқуқлари ҳимояси учун» («За защиту прав человека»), который вручается ежегодно 10 декабря – в Международный день прав человека – за заслуги в сфере защиты прав человека.
Результаты реализации образования в области прав человека будут служить повышению осведомленности граждан в этой сфере. Люди должны знать и отстаивать свои права и быть уверенными в том, что они будут защищены в своей стране, уметь выявлять конкретные нарушения прав человека, знать, какие органы несут ответственность за их защиту, какие международные договоры действуют и применяются, исполнения каких прав они могут требовать. Обучение правам человека будет способствовать и получению навыков и способностей бороться и защищать свои права, а также осознанию того, что человек, его права и свободы – высшая ценность человечества.