НОВЫЙ УЗБЕКИСТАН: «ЗЕЛЕНЫЙ» ПУТЬ РАЗВИТИЯ
Президент Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёев, выступая на международных, региональных и национальных форумах, последовательно продвигает повестку устойчивого «зеленого» развития как залога процветания будущих поколений.
В недавно изданной книге «Путь «зеленого» развития для нового Узбекистана» представлены 310 цитат и 54 инициативы Ш.М. Мирзиёева, предложенные в период 2017-2025 гг., направленные на смягчение последствий изменения климата, рациональное использование водных и природных ресурсов, сохранение биоразнообразия и переход к «зеленой» экономике.
Структурно книга разделена на три главы: ««Зеленое» развитие — путь, выбранный человечеством», «Центральная Азия — курс на «зеленое» развитие и будущее» и «Новый Узбекистан на пути устойчивого развития».
Зеленое развитие: путь, выбранный человечеством
В условиях глобального климатического кризиса, истощения природных ресурсов и ухудшения качества окружающей среды все большее число стран переходят на модель устойчивого развития. В рамках этой концепции «зеленая» экономика заменяет сырьево-промышленные модели, ориентированные на добычу, эксплуатацию и игнорирование экологических рисков.
Лидер Узбекистана неоднократно подчеркивал, что для стран Центральной Азии «зеленое» развитие должно стать основой нового этапа модернизации: ...«только эффективно используя ограниченные земельные и водные ресурсы, решая экологические проблемы, встав на путь «зеленого» развития, «зеленой» экономики и «зеленой» энергетики, мы сможем обеспечить устойчивое развитие страны и благосостояние ее населения. Это единственно правильный путь». Эта цитата отражает фундаментальный сдвиг в государственной политике: от узкого экономического мышления к стратегическому подходу, ориентированному не только на прибыль и рост, но и на сохранение окружающей среды, устойчивость экосистем и здоровье населения. Именно поэтому Ш. Мирзиёев пропагандирует идею о том, что зеленый курс — это не модная тенденция, а долгосрочная необходимость. Поддержка перехода на зеленые источники энергии, сокращение выбросов парниковых газов, укрепление экологического законодательства, просвещение населения — все это части системной зеленой реформы. Президент последовательно подчеркивает, что ответственность за будущее лежит не только на развитых странах, но и на странах с развивающейся экономикой. В этом контексте он заявил на Генеральной Ассамблее ООН (2023): «В этот поворотный исторический момент мы все должны задуматься о том, какую планету мы оставим будущим поколениям». Это обращение направлено на мобилизацию мирового сообщества, но в первую очередь отражает внутреннюю трансформацию Узбекистана — курс на устойчивость, ресурсосбережение и климатическую справедливость. В этой связи мы представляем следующие научно обоснованные предложения Президента.
Во-первых, «изменение климата стало одним из главных вызовов устойчивому развитию в Центральной Азии», — заявил Президент Узбекистана на саммите COP28 в Дубае. Он подчеркнул, что «переход к «зеленой» экономике и достижение углеродной нейтральности являются стратегическими целями Нового Узбекистана».
Во-вторых, «изменение климата стало одним из главных вызовов устойчивому развитию. Это особенно остро ощущается в Центральной Азии и прилегающих регионах на фоне трагедии Аральского моря — одного из самых разрушительных экологических кризисов современности».
В-третьих, «температура воздуха в Центральной Азии в два раза превышает среднемировой показатель, количество экстремально жарких дней увеличилось вдвое, растаяла треть ледниковых массивов».
В-четвертых, «деградация почв, регулярные пылевые и песчаные бури, нехватка питьевой воды, загрязнение воздуха, утрата биоразнообразия, резкое снижение урожайности и многие другие факторы негативно сказываются на качестве жизни миллионов жителей региона».
В-пятых, Президент также призвал «скорейшего согласования Глобальной рамочной программы по адаптации к изменению климата в рамках Парижского соглашения». Он также затронул тему перехода мира к низкоуглеродной экономике. По его словам, этот процесс «должен быть справедливым, прозрачным и инклюзивным» и «обязательно должен учитывать интересы развивающихся стран».
В-шестых, для превращения региона Приаралья в Зону инноваций, технологий и новых возможностей глава Узбекистана пригласил всех к тесному сотрудничеству «в создании в этом регионе Международного хаба климатических технологий». Кроме того, Президент предложил «наладить научный обмен и проводить совместные исследования на платформе Климатического научного форума», который создается на базе Green University в Ташкенте с участием ученых и экспертов из зарубежных стран.
Центральная Азия: прокладывая курс на «зеленое» развитие и будущее
Глобальное изменение климата является одной из самых серьезных проблем современности, затрагивая все страны мира и становясь существенным препятствием на пути к устойчивому «зеленому» развитию. Наблюдаемое потепление вызывает экстремальные природные явления по всему миру, такие как засухи, ураганы, палящая жара, пожары, проливные дожди и наводнения.
Узбекистан и другие государства Центральной Азии входят в число стран, наиболее уязвимых к экологическим катастрофам. На фоне общего роста климатических угроз Центральная Азия разрабатывает собственный региональный ответ на вызовы глобального потепления и ухудшения состояния окружающей среды. Инициативы Президента Узбекистана на международных площадках демонстрируют, что зеленая трансформация является не только национальным, но и межгосударственным приоритетом.
Выступая на 78-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (2023 г.), Президент подчеркнул: «Сегодня мир столкнулся с тяжелой экологической ситуацией. Тройной планетарный кризис, вызванный изменением климата, потерей биоразнообразия и загрязнением окружающей среды, усиливается.
В этих непростых условиях Центральная Азия, которая продолжает бороться с трагедией Аральского моря, становится одним из регионов, наиболее уязвимых к изменению климата».
Эта цитата свидетельствует о необходимости региональной интеграции в сфере экологической безопасности. Президент подчеркивает важность совместных действий в управлении природными ресурсами, в частности трансграничными водами. Он инициировал разработку Региональной стратегии по борьбе с опустыниванием и деградацией земель, подчеркнув, что устойчивое сельское хозяйство и сохранение биоразнообразия возможны только путем скоординированных усилий.
В рамках этой инициативы были выдвинуты следующие предложения:
Первое предложение: создание Регионального центра климатических технологий;
Второе предложение: создание единого «зеленого» энергетического пространства;
Третье предложение: совместные проекты по лесовосстановлению и борьбе с опустыниванием, особенно на высохшем дне Аральского моря;
Четвертое предложение: развитие трансграничной водной дипломатии на основе принципов Хельсинкской конвенции.
За последние годы по инициативе Узбекистана Генеральная Ассамблея ООН приняла более десяти специальных резолюций. Многие из них напрямую затрагивают экологические проблемы Центральной Азии и отражают активную роль Узбекистана в региональной экологической дипломатии.
Особенно примечательно, что все международные инициативы и усилия лидера Узбекистана в этой сфере основаны на наших национальных ценностях, переданных нам предками на протяжении тысячелетий. Следует подчеркнуть, что экологические инициативы главы государства, представленные на глобальных форумах, получают широкую поддержку международного сообщества и вносят ощутимый вклад в обеспечение устойчивого «зеленого» развития на глобальном уровне.
Так, одним из знаковых достижений Узбекистана стало принятие в 2021 году Специальной резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, объявившей Приаралье зоной экологических инноваций и технологий. Это первый случай, когда Генеральная Ассамблея ООН присвоила столь высокий статус региону. Это связано с тем, что из-за высыхания Аральского моря Приаралье стало эпицентром глобальной экологической катастрофы, территорией с повышенным риском для здоровья людей и нестабильности экосистем.
Вопросы управления водными ресурсами в регионе также остаются в центре внимания Президента Узбекистана. «Эффективное управление водными ресурсами с соседними странами является залогом устойчивого развития не только Узбекистана, но и всего нашего региона». Это высказывание особенно актуально для Центральной Азии, где вода становится все более дефицитным и политически чувствительным ресурсом. Лидер Узбекистана выступает за создание устойчивых механизмов распределения и совместного управления водными потоками, что должно снизить напряженность и обеспечить гармоничное развитие.
На саммите ШОС в Бишкеке (14 июня 2019 г.) Шавкат Мирзиёев предложил принять программу «Зеленый пояс» ШОС для внедрения ресурсосберегающих и экологически чистых технологий в странах-членах организации. На 14-м саммите ОЭС (4 марта 2021 г.) глава Узбекистана выступил с инициативой разработки и утверждения среднесрочной стратегии, направленной на обеспечение энергетической устойчивости и широкое привлечение инвестиций и современных технологий в этот сектор.
На Третьей консультативной встрече глав государств Центральной Азии, состоявшейся 6 августа 2021 г. в Туркменистане, президент Узбекистана выступил за разработку региональной программы «Зеленая повестка дня» для Центральной Азии. Данная программа направлена на содействие адаптации стран региона к изменению климата. Основными направлениями программы могут стать посте al декарбонизация экономики, рациональное использование водных ресурсов, внедрение энергоэффективных технологий в экономику, увеличение доли производства возобновляемой энергии.
В целом, на фоне растущей значимости международной климатической повестки дня, проводимая системная экологическая политика Узбекистана в сфере охраны окружающей среды направлена на дальнейшее улучшение экологической ситуации в регионе Центральной Азии.
Новый путь Узбекистана к устойчивому развитию
Сегодня Узбекистан активно интегрирует принципы «зеленой» трансформации в свои стратегии развития, закладывая основу для долгосрочного устойчивого роста. Это не просто ответ на глобальные вызовы, но и стремление повысить качество жизни наших граждан, создать новые рабочие места и способствовать устойчивому «зеленому» развитию страны. В настоящее время «зеленое» развитие в Узбекистане возведено в статус общенационального движения. Главной целью перехода Нового Узбекистана на «зеленый» курс является защита человеческого достоинства, повышение благосостояния населения и защита основных прав граждан.
Для Узбекистана переход к «зеленому» развитию — это не абстрактное понятие или нечто далекое от реальности. Это понятие стало неотъемлемой частью конституционного курса нашей страны, охватывающего все сферы экономики и общественной жизни.
Президент Ш. Мирзиёев подчеркивает: «Огромное значение имеет ускорение перехода к экономике, основанной на бережном управлении водными, энергетическими и другими природными ресурсами.
Для нас также важна задача развития «зеленых» и цифровых технологий, а также производственных предприятий».
Это не просто научно-философское утверждение, а руководящий принцип государственной экологической политики. Под этим лозунгом разрабатываются различные программы:
• увеличение доли возобновляемой энергии (цель — не менее 30% к 2030 году);
• сокращение потерь воды в аграрном секторе за счет использования цифровых систем и точного земледелия;
• повышение энергоэффективности жилых и промышленных зданий;
• создание «умных» и «зеленых» городов, в том числе в рамках проекта «Ташкент — зеленая столица».
Одним из примеров является строительство солнечных и ветряных электростанций в Навоийской, Бухарской и Самаркандской областях. Эти проекты реализуются при участии крупных иностранных инвесторов (Masdar, ACWA Power) и создают новые рабочие места, снижая нагрузку на углеводородные ресурсы.
Ш.Мирзиёев также подчеркивает необходимость формирования нового экологического мышления у молодежи: «Понимание природы, экологическое образование и воспитание, формирование экологического сознания и экологической культуры у населения, особенно у молодежи, способствующих доброте, состраданию и милосердию, являются одними из важных задач, которые необходимо решить для сохранения окружающей среды».
В этом контексте особое внимание уделяется экологическому образованию, продвижению устойчивых практик, поддержке стартапов в сфере экотехнологий и зеленых инноваций. Создание национального рейтинга экологической эффективности регионов и учреждений стало инструментом стимулирования устойчивых изменений.
Таким образом, Узбекистан становится примером системного подхода к устойчивому «зеленому» развитию, сочетающему экологические цели с экономическим ростом и социальной справедливостью. Принципы «зеленой» экономики все больше интегрируются в национальное планирование, делая Узбекистан не только участником, но и активным двигателем международной зеленой повестки дня.
Выводы: Перспективы на будущее
Первый вывод. Реализуемый в Новом Узбекистане под руководством Президента Шавката Мирзиёева подход является примером синергии политической воли, научных знаний, национальной политики и международного сотрудничества. «Зеленое» развитие — это не тенденция и не временное решение. Это стратегический выбор, путь, выбранный человечеством, и Узбекистан демонстрирует, как этот путь может быть реализован перед лицом глобальных вызовов.
Второй вывод. Инициативы и заявления лидера Узбекистана показывают, что зеленое развитие для Узбекистана — это не временная повестка, а стратегический вектор на перспективное будущее. Системно формируется каркас экологически ответственного государства: с новыми законами, институтами, технологиями и информированием общественности.
Третий вывод. Отличительной чертой узбекского подхода является его комплексность: от мирового лидерства в климатической дипломатии до практической трансформации энергетики, землепользования и управления водными ресурсами. Ш. Мирзиёев не только формулирует принципы устойчивого развития, но и обеспечивает их институциональное закрепление, инвестиции и общественную поддержку.
Четвертый вывод. Таким образом, путь к «зеленому» будущему, предложенный и реализованный Новым Узбекистаном, может служить моделью для страны сталкиваются со схожими проблемами и возможностями. Это путь, где экономический прогресс идет рука об руку с заботой о планете, где политическая воля воплощается в конкретные действия, а устойчивость становится новой нормой человеческого развития.
А.Х. Саидов,
академик,
депутат Законодательной палаты Олий
Мажлиса Республики Узбекистан.