Опыт Узбекистана в сокращении бедности и формировании новой модели социальной защиты
Общественные услуги предоставляются через центры «Инсон» – универсальные офисы в каждом населенном пункте, которые помогают гражданам подавать заявки на получение пособий и услуг. Эти центры «Инсон» оказывают персональную помощь с подачей заявлений и предоставлением информации, что отражает переход к комплексной, ориентированной на клиента поддержке. В связи с этим был создан новый реестр лиц, нуждающихся в уходе (к 2023 году он содержал около 17 800 анкет), для управления поддержкой инвалидов и пожилых людей; каждое дело рассматривается ежеквартально, что позволяет корректировать помощь по мере необходимости. В совокупности эти цифровые инструменты и организационные изменения – центры «Инсон», единый реестр, адресные списки и управление случаями – представляют собой современную архитектуру социальной защиты, значительно превосходящую прежнюю фрагментированную систему Узбекистана.
Международные партнеры активно поддерживали и оценивали эти реформы. Всемирный банк сыграл ведущую роль: он предоставил около 2,1 млрд долларов США в виде займов на основе политики (2018–2021 годы) для финансирования структурных реформ в сфере занятости, управления и социальной политики. В середине 2024 года Банк одобрил дополнительный проект «ИНСОН» на сумму 100 млн долларов США, направленный на улучшение социальной помощи уязвимым группам населения. В рамках этого проекта будет создано более 50 центров социальных услуг на уровне общин, и услуги будут предоставлены примерно 50 000 человек (включая пожилых людей, инвалидов и детей).
В рамках программы «От бедности к процветанию», запущенной 1 ноября 2024 года, семьи получают поддержку по семи ключевым направлениям:
• Обеспечение стабильной занятости и достижение более высокого уровня дохода;
• Доступ к образованию и профессиональной подготовке;
• Доступ к гарантированным государственным услугам здравоохранения;
• Доступ к социальным услугам;
• Улучшение жилищных условий;
• Развитие инфраструктуры махалли (общины) государством;
• Прямое взаимодействие и диалог с представителями государственного сектора.
Более 600 000 семей получили доступ к 1,3 миллиона социальных услуг, направленных на трудоустройство и рост доходов. Члены этих семей также воспользовались более чем 2,2 миллионами гарантированных медицинских услуг, что напрямую способствует их устойчивому участию на рынке труда.
Расширение предоставления социальной помощи
Для лиц, нуждающихся в постоянном уходе, внедрена новая модель предоставления услуг через частных поставщиков. Эти услуги включают помощь по дому, уход на дому и в полевых условиях, медицинскую и социальную реабилитацию, а также поддержку личного помощника. В настоящее время 13 800 человек, что составляет 76% от всех нуждающихся в уходе, получают такие услуги в частном секторе.
Согласно Указу Президента Республики Узбекистан, к 2030 году число получателей социальных услуг должно составить не менее 3 миллионов граждан в год, а доля услуг, предоставляемых негосударственным сектором, увеличится до 30%. Такой подход полностью соответствует принципам социальной и солидарной экономики.
Программы, реализуемые Национальным агентством социальной защиты населения, характеризуются доступностью, эффективностью и направленностью на устойчивое экономическое развитие.
1. Доступность
В рамках программы «От бедности к процветанию» создан Национальный реестр малообеспеченных семей. Выявление домохозяйств и принятие решений об их включении в реестр осуществляются непосредственно на уровне махалли. На сегодняшний день зарегистрировано 667 тысяч семей, в которых проживает около 2,8 миллионов человек. Это обеспечивает комплексное понимание условий их жизни и возможностей сокращения бедности. 2. Эффективность
За первые девять месяцев текущего года среднедушевой доход зарегистрированных семей почти удвоился, увеличившись со 174 000 сумов (~14 долларов США) до 338 000 сумов (~27 долларов США) в месяц. Более того, 73 000 семей, ранее не имевших дохода, теперь получают официальную заработную плату. За тот же период 150 000 семей успешно вышли из нищеты, причем 105 000 (70%) сделали это, главным образом, благодаря росту формальной занятости. Доход.
3. Устойчивость
Для обеспечения адресной поддержки семьи делятся на три группы:
• Красная – домохозяйства с лицами с ограниченными возможностями, нуждающимися в уходе, а также семьи без кормильца или неполные семьи;
• Жёлтая – семьи с трудоспособными членами, но без стабильного дохода и профессиональных навыков;
• Зелёная – семьи, вышедшие из нищеты, но сохраняющие риск возвращения к нищете.
Эта классификация позволяет применять дифференцированные меры: «красные» семьи получают приоритетную помощь и социальную поддержку; «жёлтые» семьи получают программы трудоустройства и обучения; а «зелёные» семьи получают помощь в рамках мер, направленных на предотвращение возвращения к нищете.
В рамках этой системы развитие «экономики ухода» стало одним из ключевых приоритетов. Агентство внедрило услуги дневного ухода для детей с ограниченными возможностями и программу «Шаг в активную жизнь» для пожилых людей. Эти инициативы позволяют членам семьи участвовать в рынке труда, тем самым активизируя ранее неоплачиваемых лиц, осуществляющих уход. Инвестиции в человеческий капитал
Особое внимание уделяется детям из малообеспеченных семей. Государство субсидирует до 90% расходов, связанных с их образованием и развитием. В 2025 году 125 000 детей из малообеспеченных семей получили льготный доступ к дошкольным учреждениям, что демонстрирует, как системы социальной защиты могут вносить косвенный, но значительный вклад в сокращение бедности.
В заключение следует отметить, что программы, реализуемые Национальным агентством социальной защиты, выходят далеко за рамки материальной поддержки. Они создают благоприятные условия для получения дохода, трудоустройства и развития человеческого капитала, тем самым напрямую способствуя устойчивому экономическому росту страны. Олима Алматова Корабековна, жительница махалли «Эзгулик» Букинского района Ташкентской области, получившая поддержку от Агентства, рассказала:
«Мой супруг проработал на горнорудном комбинате сорок лет, но после болезни он больше не мог работать. Ради него я бралась за любую работу, которую мне предлагали. Когда врачи предложили установить ему стенты в сердечные артерии, я отказалась, сказав: «Какую бы помощь вы ни оказали, окажите её моей семье. Я прожила свою жизнь, мне уже шестьдесят семь. Я столько всего видела — что бы ни случилось, я приму. Мне не нужны стенты. Я только прошу вас немного помочь моей семье».
Когда помощь пришла по решению Президента, я не могу выразить, как я была рада. Я сказала: «О Боже, действительно кто-то пришёл открыть мне дверь». Они пришли и протянули руку помощи. Мы посадили огурцы и помидоры, и вскоре начали поступать деньги. Мы уже трижды получали доход. Столько поддержки пришло, и мы… Мы глубоко благодарны нашему Президенту. Прокормить даже одну семью сложно, но он заботится о миллионах. Тем, кто борется и нуждается в помощи, такая помощь даёт силы, приносит радость и вдохновляет двигаться вперёд. Трудно представить, насколько это действенно».
В заключение следует отметить, что программы, реализуемые Национальным агентством социальной защиты, выходят далеко за рамки материальной поддержки. Они создают благоприятные условия для получения дохода, трудоустройства и развития человеческого капитала, тем самым внося непосредственный вклад в устойчивый экономический рост страны.