Торговля между Узбекистаном и США: наметившаяся восходящая динамика
Структура экспорта
Экспорт Узбекистана в США по-прежнему в значительной степени сосредоточен в сфере услуг (HS 99), на долю которых в 2024 году пришлось около 274 млн долларов США (63,6%) от общего объема экспорта. Однако в последние годы произошел заметный сдвиг. Экспорт минерального топлива и масел (ТН ВЭД 27) резко вырос с всего лишь 287 тыс. долларов США в 2020 году до более чем 117 млн долларов США в 2024 году, что вывело энергоносители на второе место по величине экспортное направление. Эта тенденция отражает растущий спрос США на нефтепродукты и побочные продукты из Узбекистана.
Помимо традиционных секторов, появилось несколько новых экспортных категорий:
Алюминий и изделия из него (ТН ВЭД 76) вырос до 11,4 млн долларов США в 2024 году по сравнению с практически нулевым показателем в 2020 году;
Детали для самолетов и космических аппаратов (ТН ВЭД 88) выросли до 10,7 млн долларов США;
Экспорт сельскохозяйственной продукции, такой как съедобные овощи (ТН ВЭД 07), а также кофе, чай и специи (ТН ВЭД 09), в совокупности превысил 3,5 млн долларов США, что отражает раннюю диверсификацию торговли в сторону агропродовольственной продукции. В целом, экспорт Узбекистана в США расширяется, постепенно смещаясь от сырьевых товаров к промышленным и сельскохозяйственным, хотя преобладание экспорта услуг сохраняется.
Структура импорта
В 2024 году импорт из США составил 594 млн долларов США, или 1,5% от общего объема импорта Узбекистана. Хотя импорт из США по-прежнему превышает экспорт, разрыв сокращается, что отражает рост поставок Узбекистаном услуг, минерального топлива, алюминия и авиационных комплектующих. Структура импорта отражает технологическую глубину поставок из США:
Машины и механическое оборудование (HS 84) остаются крупнейшей категорией с объемом 125 млн долларов США;
Самолеты и запчасти (HS 88) достигли 94 млн долларов США;
Транспортные средства и транспортное оборудование (HS 87) составили 59 млн долларов США, что связано с расширением логистики и инфраструктуры;
Фармацевтическая продукция (HS 30) составила 20 млн долларов США, что обеспечивает стабильный спрос; Электротехническое оборудование (ТН ВЭД 85) и прецизионные приборы (ТН ВЭД 90) в совокупности превысили 73 млн долларов США, что способствовало модернизации промышленности и лабораторий.
Другие категории товаров, такие как пластмассы (ТН ВЭД 39), резина (ТН ВЭД 40) и искусственные волокна (ТН ВЭД 54), также демонстрируют стабильный приток инвестиций, расширяя промышленные связи с поставщиками из США.
Тенденции и перспективы
Общий двусторонний товарооборот в 2024 году превысил 1 млрд долларов США, что стало рекордным показателем. В период с 2021 по 2024 год экспорт Узбекистана в США рос в среднем на 98% в год, а импорт – на 26%, что свидетельствует об улучшении торгового баланса и переходе к более диверсифицированной структуре экспорта.
Соединенные Штаты остаются стратегическим торговым и инвестиционным партнером Узбекистана, предоставляя не только высококачественные товары, но и технологические знания и капитал, необходимые для модернизации промышленности.
Будущие возможности кроются в расширении производства с добавленной стоимостью, цифровых услуг и совместных инновационных проектов в соответствии со Стратегией «Узбекистан–2030».
Параллельно с устойчивым ростом двусторонней торговли, Узбекистан также достиг важной институциональной вехи в своей интеграции в мировую торговую систему. В декабре 2024 года Узбекистан и Торговый представитель США (USTR) официально объявили о завершении двусторонних переговоров о доступе на рынки товаров и услуг в рамках вступления Узбекистана во Всемирную торговую организацию (ВТО).
Влияние новой тарифной политики США
В начале 2025 года Соединенные Штаты ввели новую торговую политику, устанавливающую 10% базовый тариф на импорт из всех стран, не освобожденных от уплаты таможенных пошлин, с более высокими ставками для отдельных партнеров. Для Узбекистана, на который распространяется базовая ставка, средний тариф США резко вырос — с 3,8% в 2024 году до 18,1% в 2025 году. Это повышение, особенно в топливно-энергетическом секторе и горнодобывающей промышленности (29,5%) и обрабатывающей промышленности (14,5%), ограничивает доступ узбекских экспортеров на рынок и может снизить конкурентоспособность низкорентабельной продукции. Тем не менее, тарифная политика также открывает определенные возможности: умеренные пошлины на переработанные пищевые продукты, текстиль и промышленные промежуточные продукты создают ниши, которые могут быть расширены за счет улучшения сертификации, логистики и упрощения процедур торговли. В региональном плане Узбекистан в настоящее время занимает среднюю позицию, сталкиваясь с более высокими тарифами, чем Казахстан, но значительно более низкими, чем крупные азиатские экспортеры, такие как Китай и Индия, что открывает потенциал для роли тарифно-нейтрального центра для реэкспорта и товаров легкой промышленности, ориентированных на рынок США. Эти изменения имеют важные последствия для рыночного позиционирования Узбекистана и его отраслевой конкурентоспособности.
По сравнению со многими странами СНГ и Центральной Азии, тарифное воздействие Узбекистана является умеренным и стратегически управляемым.
Альт Хотя по региональным меркам влияние Узбекистана остается умеренным, устойчивый рост экспорта будет зависеть от способности компенсировать связанное с тарифами давление на издержки за счет повышения производительности и качества.
Новый тарифный режим создает как проблемы, так и возможности: хотя он может ограничивать экспорт продукции с низкой степенью переработки, он стимулирует переход к производству продукции с более высокой добавленной стоимостью и сельскому хозяйству. Чтобы воспользоваться этой асимметрией, Узбекистану следует усилить поддержку секторов с умеренными тарифами США. Благодаря активной торговой и инвестиционной политике Узбекистан может использовать внешнее тарифное давление в качестве возможности для диверсификации экспорта и привлечения экспортно-ориентированного производства.
Укрепление торговых связей с Соединенными Штатами остается важной стратегической целью долгосрочной программы диверсификации Узбекистана. Улучшение экспортного потенциала страны в сочетании с ее умеренным влиянием в рамках нового тарифного режима США предоставляет уникальную возможность позиционировать себя как конкурентоспособный, тарифно-нейтральный центр производства и реэкспорта в регионе. Достижение этого потребует постоянной институциональной координации, улучшения логистических и сертификационных схем, а также активного участия в региональных и глобальных торговых партнерствах.
БАБАДЖАНОВ МУХАММАД
Заведующий отделом Института макроэкономических и региональных исследований при Кабинете Министров Республики Узбекистан