«Узбекистан и Катар – новый этап отношений: от конструктивного политического диалога к взаимовыгодному экономическому сотрудничеству»
В частности, только в 2023 году Эмир Катара шейх Тамим бин Хамад Аль Тани совершил два визита высокого уровня в Республику Узбекистан. В том же году глава нашей страны Шавкат Мирзиёев также посетил Эмират Катар с государственным визитом.
Проведенные саммиты отличались высокой эффективностью и содержательностью. Об этом свидетельствует масштабность планов, изложенных в подписанных двусторонних документах.
Так, было достигнуто 24 соглашения на сумму 12 миллиардов долларов США. Договоренности охватывают все стратегические направления, представляющие взаимный интерес.
Самое главное, что достигнутые на вышеупомянутых встречах высокого уровня договоренности предопределили долгосрочную динамику катарско-узбекских отношений.
В результате сегодня отношения между двумя странами обретают новый импульс и масштаб. Это особенно наглядно отражено в ратификации в 2025 году Соглашения о стратегическом сотрудничестве между Узбекистаном и Катаром.
Кроме того, формируются институциональные структуры, соответствующие статусу стратегического сотрудничества. Введение такого механизма,
как Координационный совет, возглавляемый министрами иностранных дел, является ярким примером этой тенденции.
В этой связи следует отметить, что первое заседание Координационного совета по стратегическому сотрудничеству, состоявшееся в Дохе в августе текущего года, стало очередным важным шагом в развитии двусторонних отношений.
Предстоящий визит Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева в Доху можно считать логическим продолжением вышеперечисленных процессов. Это событие призвано вписать яркую страницу в новую историю
двусторонних отношений. Поскольку долгосрочные переговоры и встречи на различных уровнях демонстрируют совместимость стратегических целей сторон и взаимосвязь путей дальнейшего экономического развития.
В частности, суть национальных программ развития «Новый Узбекистан – 2030» и «Видение Катара – 2030» заключается в согласованности планов развития и развития, ориентированных на нужды людей.
То есть, руководство обеих стран имеет схожие устремления, такие как переход к новой модели экономики посредством диверсификации географии внешнеэкономических связей и обеспечения трансфера новых технологий.
Главной целью остается повышение благосостояния населения, кардинальное реформирование жизни государства и общества. С этой точки зрения Узбекистан и Катар могут стать опорой друг для друга.
Анализ взаимовыгодных для двух стран экономических направлений также подтверждает вышеизложенные положения.
Во-первых, структура внешней торговли Узбекистана и Катара характеризуется взаимодополняемостью. В то же время, текущий объем взаимной торговли между двумя странами свидетельствует о наличии большого потенциала для развития торговых отношений.
Поскольку, если объем торговли Эмирата Катар с внешним миром в 2024 году составил 130 миллиардов долларов, то в Узбекистане этот показатель составляет 66 миллиардов долларов.
Кроме того, обе страны важны друг для друга как крупный потребительский рынок. Узбекистан имеет самые высокие демографические показатели в Центральной Азии (около 40 миллионов человек).
В составе населения молодежь составляет абсолютное большинство. То есть, численность экономически активного населения велика. Она существенно отличается от других возрастных групп своими высокими потребительскими потребностями.
Хотя население Катара относительно небольшое – около 3 миллионов человек, оно выделяется среди других стран высокой покупательной способностью.
Например, различные рейтинговые агентства оценивают годовой ВВП Катара на душу населения
в диапазоне от 70 000 до 100 000 долларов. Это один из самых высоких показателей в мире.
С этой точки зрения, Эмират Катар может стать одним из важных направлений узбекского экспорта. В частности, Узбекистан имеет большие возможности в сферах цветной металлургии, электротехники, а также продуктов питания, текстиля и ювелирных изделий.
В свою очередь, Узбекистан может стать одной из ключевых стран в обеспечении продовольственной безопасности, что является важным стратегическим направлением для Катара.
В этой связи следует отметить, что выставка «Сделано в Узбекистане»,
демонстрирующая экспортный потенциал Узбекистана, которую планируется провести в Дохе в 2026 году, имеет большое значение.
Кроме того, стороны обсуждают введение преференциальной
торговли между собой.
Во-вторых, Катар имеет большие возможности в энергетическом секторе. Это определяется, с одной стороны, тем, что страна занимает третье место в мире по запасам газа и занимает тринадцатое место по запасам нефти.
С другой стороны, Эмираты обладают многолетним богатым опытом геологоразведки и развития энергетической отрасли в области поиска нефтегазовых ресурсов.
Именно поэтому Катар может стать важным партнером для Узбекистана в этом направлении. Ведь программа развития «Новый Узбекистан – 2030» указывает на то, что обеспечение энергетической безопасности населения является одним из главных приоритетов.
То есть Эмираты могут стать надежным партнером в реформировании энергетической системы
Узбекистана, повышении ее эффективности и диверсификации направлений производства энергии.
В-третьих, Катар входит в число стран с высокими инвестиционными возможностями.
Ведущий фонд Эмиратов – Qatar Investment Authority (QIA) – управляет около 500 млрд долларов США.
Кроме того, с 2021 года произошли изменения в инвестиционной политике QIA. Традиционно инвестиции фонда были направлены на рынки США и Европы, но теперь QIA усиливает свою деятельность в развивающихся странах азиатского континента. В этих целях в 2021 году начал свою деятельность координационный офис QIA в Сингапуре.
Узбекистан также становится одной из стран, входящих в сферу интересов QIA. В настоящее время Узбекистан ведет интенсивные переговоры по привлечению катарских инвестиций в развитие инфраструктуры, энергетику, сельское хозяйство и
производственную сферу.
Планируется выход на узбекский рынок ряда ведущих катарских компаний по вышеуказанным направлениям. Например, в настоящее время в центре внимания такие направления, как локализация фармацевтического производства совместно с Qatar Pharma, строительство завода по производству электробусов, сотрудничество с Qatar Mining и Petro White в области добычи и переработки полезных ископаемых, а также развитие инновационной городской инфраструктуры с участием Ariane Real Estate и Al Mana Group.
Таким образом, все вышеперечисленное свидетельствует о том, что Узбекистан стал привлекательным направлением для внешнеэкономической деятельности Катара. То есть, Узбекистан становится крупным экономическим полигоном для катарских компаний, успех которого откроет Катару путь к расширению своей деятельности в других странах Центральной Азии.
Узбекистан также заинтересован в этих процессах. Деятельность катарского капитала соответствует целям стратегии развития страны. Именно поэтому
планируемый визит Президента Республики Узбекистан в Доху, как ожидается,
будет как никогда значимым. Ожидаемый саммит высокого уровня будет иметь решающее значение во всех перспективных проектах, обсуждаемых выше.
Азиз Каримов,
ведущий научный сотрудник Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан